VIII

ВЫ КРУТ АС



РАВНОБУКВИЦЫ

    Однажды Пушкин гостил у графа С. Сидя в его кабинете, он читал какую-то книгу, в то время как граф лежал на диване, а двое его детишек играли на полу неподалеку.
    Заскучав, граф попросил поэта:
    - Саша, скажи что-нибудь экспромтом.
    Пушкин отложил книгу в сторону и, не задумываясь, ответил:
    - Детина полуумный лежит на диване.
    Граф обиделся.
    - Вы слишком забываетесь, Александр Сергеевич! – строго произнес он, приподнимаясь.
    - О, нисколько! – ответствовал Пушкин. – Просто вы, видимо, меня не поняли. Я сказал: «Дети на полу, умный лежит на диване.»[i]
    Этот исторический анекдот напоминает нам о равнобуквицах (термин С. Федина) - текстах из двух строк (или фрагментов), отличных (в каноническом варианте) лишь расстановкой пробелов.[ii]
    Впрочем, подобно палиндромам, равнобуквицы допускают вольности; в этом случае буквенный состав половинок может немного отличаться (например: Поздно Ване / познаванье). При этом их звучание должно быть сходным, что позволяет говорить о равнозвучии (термин Г. Лукомникова).
    История равнобуквицы в русской словесности достаточно темна и противоречива (как, впрочем, и любая другая наша история). Доподлинно известно лишь, что подобные суперкаламбуры до ХХ века практически не встречались, если не считать отдельных случайных находок. Маяковскому, например, приписывается фраза: Седеет к октябрю сова - / се деют когти Брюсова. В 1917 году в Москве вышла книга «Эхизм» Георгия Золотухина - поэта, близкого к футуристам. Основу этой, согласно авторскому определению, «пророческой поэмы, построенной по закону абсолютного отражения... звуковых волн», составили стихи, близкие к равнозвучиям (правда, выполненные по большей части в чрезвычайно свободной технике).[iii] Чуть позже, в двадцатые годы, питерский журнал «Смена» проводил конкурс панторифм (более общий термин, обозначающий стихотворный отрывок, в котором попарно рифмуются все или почти все слова). В связи с этим было появились и были опубликованы несколько читательских примеров, промежуточных между каламбуром (переразлагающим, как правило, лишь концы строк) и равнобуквицей. Далее (за исключением одного двустишия Н. Глазкова и фрагмента авторского перевода «Лолиты» В. Набокова, – см. ниже) последовал, судя по всему, пробел почти в семь десятилетий…
    Только в начале 90-х годов минувшего века равнобуквица была осознана (и обозначена) в русской поэзии как особая изысканная форма словотворчества. Тогда же были созданы и вскоре стали известны многие десятки перлов.
    Заметим, что в англоязычной литературе этот процесс завершился на три десятилетия раньше усилиями Г. Бергерсона, использовавшего, кстати, для подобных текстов термин charade (шарада).[iv] Не исключено, что одним из исходных импульсов его творчества послужила равнобуквица Набокова, оброненная им в скандально знаменитой «Лолите» (1955). Вот как она выглядит в русском переводе автора: «В первом же мотеле, который я посетил… я нашел, среди дюжины явно человеческих адресов следующую мерзость: Адам Н. Епилинтер, Есноп, Иллиной. Мой острый глаз немедленно разбил это на две хамских фразы, утвердительную и вопросительную». (Адам не пил. Интересно, пил ли Ной? – Прим. сост.)[v]
    Как бы то ни было, можно констатировать, что в конце ХХ века оформился еще один вид комбинаторной поэзии, не уступающий по красоте и сложности палиндромам. Недаром все тот же Бергерсон назвал палиндромы и равнобуквицы (и только их!) литературными шахматами.
    Иногда (как в вышеприведенном примере Набокова) записывается только одна из двух половин равнобуквицы, а вторая угадывается читателем. Например: Гали мать я. В ряде случаев практикуется запись без пробелов, так что угаданы должны быть оба варианта прочтения. [vi] Такая форма записи позволяет достигнуть выразительной двусмысленности: АВАНГАРДИЗМУЧИЛРОССИЮ (т.е. Авангард измучил Россию или Авангардизм учил Россию).[vii]
    Такого рода тексты, когда одно или даже оба прочтения равнобуквицы, подобно фотографии, как бы «проявляются» в сознании читателя (созерцателя), называются проявными равнобуквицами или проявами (термин С. Федина).[viii] (См. в конце раздела.)


    Владимир Маяковский (?)


    * * *

Седеет к октябрю сова -
се деют когти Брюсова.


    Георгий Золотухин


    ИЗ ПОЭМЫ «ЭХИЗМ»


    * * *

Свят ток
Рождения
Святок.
Рожь, день и я...


    * * *

Там бури грубые,
Прерий вал,
Тамбур игру боя
Прервал.


    * * *

Сев од не таю,
Детства наяда проносится.
Сегодня твою,
Девственная дароносица...


Ок. 1917


    Николай Глазков


    * * *

На диване
Надю – Ваня.


    Фольклор


    * * *

С вин с твоих -
свинство их.


    Михаил Крушинский


    * * *

Ужа сало
ужасало.


    * * *

Навек сел я
на векселя.


    Ольга Федина


    * * *

под нимбом жевал
под ним бомжевал


    * * *

Мой супруг-алкаш упорно
мой суп ругал, кашу, порно.


    * * *

Ма, матрёшку дай...
Мама, трёшку дай!


    Виктор Николаев


    * * *

Раз ору – жить хочу!
Разоружить хочу.


    Евгений Беляев


    * * *

В блин - даже
в блиндаже!


    Александр Бубнов


    * * *

Це ню?
Ценю!


    * * *

К тому ж
кто муж?


    * * *

Приму же
при муже.


    * * *

Я разве дала?
Я разведала!


    * * *

- Вы? - Я с ним!
- Выясним!


    * * *

Литера - тора
литератора.


    Борис Горобец


    * * *

По «сто» им – доза бытия!
Постоим до забытия.


    * * *

С кем, совок, упился?
С кем совокупился?


    * * *

Пора жён. От страха нем и пень ем.
(Поражён Отс траханьем и пеньем.)


    * * *

Ликбез ликовал:
лик безлик - овал.


    * * *

Оба бились, ножи вынули...
Обабились, но живы... Нули!


    * * *

Украли серьги, замочки захвачены.
У крали серьги за мочки захвачены.


    * * *

То пора топора!


    * * *

Небу дивен чай на свече.
Не буди, венчай нас, вече!


    * * *

Лампас
лам пас.


    * * *

Ну вор, ишь
нувориш!


    * * *

Неба синева, душа...
Не баси, не в аду, ша!


    Б. Горобец; О. Федина


    * * *

Небо – жест воли.
Не божество ли?


    Борис Гринберг


    * * *

По капле яд.
Ночь - ала.
Пока плеяд
Начало,
Взорваны дали
Впереди.
Взор вандалий
Вперь, иди,
Последыш клятого,
С воем, убого.
После дашь клятву
Своему богу.


    * * *

Лет ели высоко ломая в окрýге,
Златая леди ночей, очей,
Летели Вы соколом, а я во круге
Зла таял едино-чей? О, чей?


    Бонифаций и Герман Лукомников


    * * *

Бес полез, но
Бесполезно:

Небес покой
Не беспокой.


    * * *

А леопард -
Але-оп!-арт.


    * * *

Ася - зая моя
Осязаемая.


    * * *

Спят или
Спятили?


    * * *

Во шкатулочке -
Вошь, Катулл, очки.


    * * *

Во шкафу -
Вошка. Фу!


    * * *

в руки ноги попа там
вру кино гиппопотам


    * * *

Вы ли львы ли? Выли ль вы ли?


    * * *

Да я же, Нюсь...
Да я женюсь!


    * * *

Помор-дебил! Скот чем
По морде бил? Скотчем.


    * * *

А врал:
"Аврал, аврал..."


    * * *

В себя!
Все - бя!..


    * * *

Нате! - ...
На тему дня.


    * * *

А кита почки -
Аки тапочки.


    * * *

Россия! Я
Рос, сияя...


    * * *

Жалости? Ха!
Жало стиха!


    * * *

Ира дуется
И радуется.


    * * *

Испеку льну -
И спекульну.
И, спекулируя,
Испеку лиру я.


    * * *

Казалось,
Коза - лось.


    * * *

Казанова! Я -
Коза новая!


    * * *

Как-то несу свет, но
Как-то несусветно...


    * * *

Лютер еси архангел.
Лют ересиарх-ангел.


    * * *

На снегу - стая
Нас негустая...


    * * *

О род ослов, ной
О родословной...


    * * *

О, в сале, в поте рявкал:
"Овса!" - лев, потеряв кал.
К острову вынес лучи лось.
Костров, увы, не случилось.


    * * *

Небеси
не беси!


    * * *

Опус: каюсь,
Опускаюсь...


    * * *

Ищу пальцами
и щупальцами...


    * * *

Ослаб.
Осла б...


    * * *

Подросток
Подрос так...

(Отросток
Отрос так...)


    * * *

В области хлама лая
Вобла стихла малая


    * * *

Это не то, нет:
Это не тонет.


    * * *

Показал потом кино я
Небу зимнему, да чьё? -
Пока зал, потомки Ноя:
"Не бузим, не..."


    * * *

Поле. Жимолость...
Полежим малость?


    * * *

Поле. Тело полетело.
Небо, лей! Не болей!
И, скрутя жесть юга, сила
Искру тяжестью гасила.
У сугроба лёгкость мира б...
Ус у гроба. Лёг костьми раб.


    * * *

Россия. Ночка.
Россияночка...

Америка. Ночка.
Американочка...


    * * *

Ха! Джиму рад
Хаджи-Мурат.


    * * *

Штопор рожает,
Что поражает.


    * * *

Щасливы
Щас ли вы?


    * * *

Не раз глядели,
Не раз слышали...
Не разглядели,
Не расслышали.


    Г. Лукомников; С. Федин


    * * *

Я с нею
яснею.


    * * *

Нет, Ленин
нетленен!


    Дмитрий Авалиани


    * * *

Голуби знали б люд
голубизна ли блюд
в планете планет
в плане тепла нет
замер заем у выси зари
замерзаем увы сизари
но страда маневра Бах
Нострадама не в рабах
Ножи в умах и навис крах
но живу махина в искрах


    * * *

Оправданы не раз огни уст алых -
о, правда, ныне разогни усталых!


    * * *

Или на мушке терпи сто лет,
или на, мушкетер, пистолет!


    * * *

Раз дева юная – душа рада.
Раздеваю наяду (шарада).


    * * *

На мне дом, узы -
нам не до музы.


    * * *

Или меч ты, гул ли, вера,
или мечты Гулливера?


    * * *

Сталина лётчики
стали налётчики.


    * * *

О, бога тишь –
обогатишь?


    * * *

Подними-ка бачки -
под ними кабачки!


    * * *

Поле сухо, жук устал.
по лесу хожу, куст ал.


    * * *

Поле сулило, вело,
по лесу лиловело.


    * * *

В ораве не рыцарство -
вора, Венеры царство.


    * * *

Не в рупор хающий -
не вру, порхающий...


    * * *

У радости глазá – ворота:
ура! Достигла заворота.


    * * *

Или бар да клуб янки,
или бардак Лубянки...


    * * *

Из рая ль
Израиль?


    * * *

Небо ль
не боль?


    * * *

Поэт – омут, утянет,
поэтому тут «я» нет.


    * * *

Обед не ешь – обеднеешь!


    * * *

Не осла бей, а лиса -
не ослабей, Алиса!


    * * *

Закон, число, вожди, дуб, инок.
Закончи слово, жди дубинок.


    * * *

Выводки
вы водки!


    * * *

В сёстрах
всё - страх.


    * * *

Развалина в искрах.
Развал и навис крах.


    * * *

Истре, козам
и стрекозам!


    * * *

Поздно Ване
познаванье.


    * * *

Иди алогично
и диалогично.


    * * *

Улиц идея -
у лицедея.


    * * *

Рычаг у дел,
рыча, гудел.


    * * *

По-лицейски хвалю.
Полицейских валю.


    * * *

Что мыслимо нами?
Что мы с «лимонами».


    * * *

Взор вал
взорвал.


    * * *

Поучите любить,
по Учителю бить.


    * * *

Иду рад и тру сапоги бати,
иду ради труса погибати.


    * * *

Курвы в постели,
кур вы в пост ели!


    * * *

Нас кучи, тухнем,
наскучит – ухнем!


    * * *

По рублю всё?
Порублю всё!


    * * *

А утопия –
аут опия.


    * * *

Икон усилия, Малюты...
И конус или яма – люты?
Да, ума в Родине мало,
да у Мавроди – немало.


    * * *

Как пояснить Италию?
Как пояс-нить и талию!
Здесь у мира лиры дали,
здесь умирали, рыдали...
Дан тебе седой
Данте беседой.
И. Баху – сутан гейзеру -
и Бахусу, Тангейзеру
чару я дам,
чаруя дам.
Явно я брежу – Равель...
Я в ноябре журавель.


    * * *

Пойду, шаман, долиною –
пой, душа, мандолиною!
Верти, кали, искри, жаль
вертикали и скрижаль.
Горда ль
гор даль?
Ниц, шея, гнись.
Ницше, ягнись.
Получу, человечек,
получучел-овечек.
О труп, о раб,
о ум, о тать! –
от рупора б,
о, умотать –
иди, кто ранен адом алым...
И диктора не надо малым.


    * * *

Запад ломается.
Западло мается.
Нас кучи лома.
Наскучило, ма!
Да, в ночи катило
давно Чикатило.
Проза падуча,
про Запад уча.
Проза в траве червей...
Про завтра, вечер, вей!
Устал живой.
Уста – лжи вой,
визги бед рева
в изгибе древа.
Вою я,
Воюя.
Я же лаю.
(Я желаю.)
Закон-труп
огибаю,
за контру
погибаю.
О бог-нуль! –
обогну ль?
О туман! – и куда? –
от ума – никуда.
С ума тошно мне,
суматошно мне.
Пост уже.
Поп. Русь.
По стуже попрусь,
по этапу тьмой
поэта путь мой...
Охра мы осени.
О храмы! О сени!
Все хуже.
Всех уже
луч шепотом:
лучше – потом...


    * * *

В июле таю,
вию, летаю,
с пира лью
спиралью...
Игра фигур и я –
и граф и гурия.
Ослабел я,
осла беля.
Ухожу я,
ухо жуя.
Фига роль
Фигаро ль?
Всё – поза, быть может?
Всё позабыть, может?
О, пускай человеки
неволю-шкап отомкнут!
Не волюшка потом, кнут.
Опускай чело, веки...
Иго-судари
и государи
врут и не милуют.
В рутине мил уют,
сплющен ком...
Сплю щенком.


    * * *

Сруб. Икона.
С Рубикона
вот Цезаря
в отце заря.
И вот чины
и вотчины,
дары царя Дадона
да рыцаря да дона.
Ахи неясны.
Ахинея. Сны.
Плоти нутро – нули
плотину тронули.
Нас тигр-вал
настиг, рвал...
Истиной мыслились –
и с тиной мы слились.
На Москве рос ад
нам... О, сквер! О, сад!
Адрес публики –
ад республики.
Нес Питер акты.
Не спи - теракты.
Икра, хлеб, еда,
утра ура!
И крах-лебеда
у траура.


    * * *

Икару – селям!
И каруселям
алейкум! А чей
алей кумачей
взор?
Яхве лик
взорях велик.
О Бог Небес,
еду я,
об огне беседуя...
Яснею я в идее.
Я – вид ее.
Я с нею –
одета либо гола ты...
О детали бог!
О латы!
Небо – лото,
не болото.
В небе тона, и в небе резон,
вне бетона и вне берез он,
в нем лю...
Внемлю.
Смела, уст алость
смела усталость.
Как пони мала –
как понимала!
Не закон – чучело вечное.
Не закончу человечное,
ибо где точка?
Утро – бабочка,
и Бог – деточка.
Утроба – бочка.
Вот книжища.
Воткни ж, ища!
Нежа, лей – не жалей...


    * * *

Извлечен и я
из влечения,
избыт и я
из бытия,
но жизни зов –
нож из низов,
но шею гнет
ношею гнет.
Забор мочу –
забормочу
про махинации
и про закон Торы –
промахи нации
и проза конторы.
В орнаменте
вор на менте,
злато и тоги –
зла то итоги.
Скупая зла тоска чем?
Скупая злато, скачем.
Идол ларца – ритм и раж,
и доллар царит – мираж.
Медлить же нам бы кабы –
мед лить женам быка бы
и львов ценить
иль в овце нить...
Имя. Совесть. Мы.
И мясо – вес тьмы.
Не бомжи вы,
небом живы.
О, бразды ржи...
Вязы... Куст...
Образ дыр.
Жив
язык уст.
Вид и тему Китая
видите, муки тая.


    Д. Авалиани и С. Федин


    * * *

За ушибы -
за уши бы!

За трещину -
затрещину!


    Сергей Федин


    * * *

Не грусти, Рая,
негру стирая!


    * * *

Богачу дики
бога чудики.


    * * *

Во, дочка,
водочка!


    * * *

Миру влечений -
мир увлечений!


    * * *

Чу! Гунны
чугунны!


    * * *

Возлежу ль я
возле жулья?


    * * *

Я – щербатый
ящер Батый!


    * * *

Не против лени я -
непротивления!


    * * *

Отче, бучу
отчебучу!


    * * *

Во зле стихая,
возле стиха я.


    * * *

Богач, тут
Бога чтут!


    * * *

Задобрили, искушали... -       [ix]
зад обрили и скушали.


    * * *

Словно ров
слов норов.


    * * *

Да, у нас
даун – ас!


    * * *

О, бог рей!
Обогрей!


    * * *

Утоп или
утопили?


    * * *

В «супере» диск, а
в супе редиска.


    * * *

Инок. Даун.
И нокдаун...


    * * *

Небеса ликуют -
не беса ли куют?


    * * *

О, славы стрелы –
осла выстрелы!


    * * *

Нам быт – удавка, нары.
Нам бы туда, в Канары!


    * * *

О, тлен и навоз -
от Ленина воз!


    * * *

Полов иная
половина я.


    * * *

Ползи на
пол, Зина!


    * * *

Воз легенд, елéй
возле Генделей.


    * * *

Искупил зла толику я
и скупил злато, ликуя.


    * * *

Мил ли он нам,
миллионам?


    * * *

И зло, Маня,
изломан я!


    * * *

«Известиям» бы
извести ямбы!


    * * *

У блюд - окурки,
ублюдок, урки...


    * * *

На шлюшек с пира
нашлю Шекспира!


    * * *

Быт и е...
Бытие, ...!       [x]


    * * *

Нас искушали,
нас и скушали,
азам учили,
а замучили,
пока лечили -
покалечили.


    * * *

То вру, кидаюсь,
то в руки даюсь…


    * * *

Пока жива, Ленок,
покажи валенок!


    * * *

И душу чуя,
иду, шучу я...


    * * *

Подле царя, ха,
подлеца ряха!


    * * *

Спи, Том,
с Питом!


    * * *

Организовала
орган из овала.


    * * *

Пробасил простодушно:
«Проба сил. Просто душно.»


    * * *

Чист Яков
Чистяков!


    * * *

Держава,
де, ржава,
вуз, де,
в узде…


    * * *

Натан Кедрых
на танке дрых.


    * * *

Нет, Русь,
не трусь!


    * * *

Ужа сны
ужасны.


    * * *

Сало ныне в моде,
салоны не в моде.


    * * *

Углы бы
у глыбы!


    * * *

Ужас! Мина
у жасмина!


    * * *

Нова дверь,
но в ад верь!


    * * *

До ста точно
достаточно?


    * * *

Бога тень кому?
Богатенькому!


    * * *

Ты желаешь удачи? -
Ты же лаешь у дачи!


    * * *

У сына кóлки
усы, наколки...


    * * *

Во ржи ветры да я…
Вор живет, рыдая.


    * * *

Или порт, янки… -
или портянки.


    * * *

Я снова мадам,
ясно вам, Адам?


    * * *

О, держи мя:
одержим я.
Приду шутя,
придушу тя!


    * * *

Убогая,
у бога я
товарищу
товар ищу,
несу разное,
несуразное…


    * * *

О, тыщи
отыщи!


    * * *

Спасибо,
спас ибо.


    * * *

О, зона
озона!


    * * *

Ива новая
Иванова я.


    * * *

Не спал ас –
нес палас.


    * * *

Садизм, Алина, -
сад из малина.

(с кавказск. акцентом)


    * * *

О, с тыла
остыла...


    * * *

Ползу… Ба!
Ползуба!


    * * *

Уходи, кобра, за
ухо дикобраза!


    * * *

Во ржи - лопух.
Вор жил, опух.


    * * *

Ослабел -
осла б ел!


    * * *

Замер зая,
замерзая…


    * * *

Несу дичь я -
не суди: «Чья?»


    * * *

Ужалишь
ужа лишь.


    * * *

В «Шипре» красные
вши прекрасные.


    * * *

В огне веры – цари,
во гневе рыцари.


    * * *

Музыка – приз,
музы каприз.


    * * *

Стихнет орда,
стих – нет, ор – да!


    * * *

У сыновей
усы новей.


    * * *

Вобла, гость -
во благость!


    * * *

Подлиза
подл и «за».


    * * *

Небо Гомера
не бог, а мера.


    * * *

Во! – ору, - жена
вооружена...


    * * *

На родине беса
народ и небеса...


    * * *

Утрачу до
утра чудо.


    * * *

Какая
кака я!


    * * *

Мань, я купил
маньяку пил.


    * * *

Игру бы мордам
и грубым ордам!


    * * *

Отто скис
от тоски-с.


    * * *

Отца пай
отцапай!


    * * *

Прошумел:
- Прошу мел!


    * * *

Отче, хвост им
отчихвостим!


    * * *

Марк, с измороси
марксизм ороси!


    * * *

Не пой «Му» -
не пойму!


    * * *

На, маг, нить,
намагнить!


    * * *

Вне бесед иная
в небе седина я.


    * * *

Те бяки, нули
тебя кинули.


    * * *

Прочесть, устав,
про честь, устав.


    * * *

О, строг
острог!


    * * *

Но в городе
Новгороде
свет очей
светочей…


    * * *

Иван. Ночка.
И ванночка...


    * * *

О, бог Аттил       [1]
затосковал -
обогатил,
зато сковал.


    * * *

Не укради
не УК ради.


    * * *

Зад Ани ем, учитель, но
задание мучительно.


    * * *

                  Посв. Д. Авалиани

Вотще, Митя, лимузин, терьер...
Вот щемит: я ли муз интерьер?


    * * *

Вам пишут
вамп и шут.


    * * *

3+85+4=38+54


ПРОЯВЫ


    Ольга Федина


    * * *

УВИДИМПЕТЬКАНАРЫ!


    Елена Орлова


    * * *

Между нар одна я.


    Евгений Беляев


    * * *

ОНБЕСКОРЫСТНЫЙ


    Борис Горобец


    * * *

сор ока


    Никтоним


    * * *

вор она


    * * *

Соло губ.


    А. Бубнов; Г. Лукомников


    * * *

троллей бусы


    Бонифаций и Герман Лукомников


    * * *

Гали мать я.


    * * *

Соси сок сосисок.


    * * *

Сочи. Нил.


    * * *

Шар ада.


    * * *

Я - з/к языка.


    * * *

А Бори - Гены.


    * * *

бесами
бесами муча


    * * *

Бук вы.


    * * *

Нор малёк.


    * * *

до   ...   за


    * * *

чешу я


    * * *

Амбар - ЦУМ.


    * * *

Лиф тёр.


    * * *

Чай, хана?


    * * *

Хер - сон!


    * * *

Че - бог Сары.


    * * *

Мил лени ум.


    * * *

Бор. Зая.


    * * *

поп-рыгунья


    * * *

к   ...   от


    * * *

Кур сру, бля.


    * * *

мимо...     за...


    * * *

Пара! Ной я.


    * * *

Пока, кал...


    * * *

штука турка


    * * *

не до ста
точно

(не до разу
менее)


    Сергей Федин


    * * *

Медик, а мент!


    * * *

день рож день я


    * * *

О, бор! О, тень!


    * * *

Христа мати я


    * * *

Хобби Тани я.


    ЗАГАДКА

Ал кого лик? А?


    * * *

АВАНГАРДИЗМУЧИЛРОССИЮ


    * * *

СТАЛИНИЗМУЧИЛРОССИЮ


    * * *

НАГРАДАЗАМУЖЕСТВО


    * * *

ТЫВЕДЬМАДОННАРОЗА!


    * * *

ЯЖЕНЕВЕРЕН!


    * * *

ТЫДУРАКАРМЕН!


    * * *

ДРУГУДАРПРИМИ!


    * * *

ЯБОССНЕБАБАБОЧКАТЫ!


    Дмитрий Авалиани


    * * *

БОГОМОЛОДУХЕ


    * * *

НЕТУЖИВЫХОДНАМЕСТЬ


    * * *

ТРОИЦАРЯДОМ


[xi]

[xii]

[xiii]

[xiv]

 



[1] Аттила – предводитель гуннов, в V веке от Р.Х. наводивший ужас на Западную Европу.



[i] Приводится по книге: Всемирная история в лицах. М., 2000.

[ii] Фактически это название – перевод синонимичных греческих терминов омограмма (в этом значении этот термин был предложен А. Бубновым и независимо от него Г. Лукомниковым) и изограмма (предложено С. Фединым). Также использовались варианты – пантограмма (термин А. Бубнова), т.е. побуквенная (графическая) панторифма, и гетерограмма (термин С. Федина), что в переводе с греческого означает «разная запись» (одного и того же линейно упорядоченного набора букв).

[iii] Характерно, что становление равнобуквицы и палиндрома (двух ключевых жанров комбинаторной поэзии) в России шло фактически параллельно: в10-е – начале 20-х годов XX века. Отметим, что родоначальники обеих форм (соответст. – Золотухин и Хлебников) работали в вольном стиле, допуская весьма значительные отклонения от формального буквенного канона. Любопытно, что в отличие от Хлебникова, Георгий Золотухин, видимо, болезненно относился к подобным неточностям в собственных сочинениях, отмечая многие из них на полях книги (типографским способом).

[iv] Он же, кажется, позднее придумал для для того же самого палиндромный термин redivider (переразделитель), часто употребляемый в последнее время.

[v] А вот лишь одна из англоязычных равнобуквиц последних лет: Аmiable together - / am I able to get her? (Психологическая совместимость - / могу ли я ее достичь?)

[vi] См. журнал «Визуальная поэзия», №2, 1998.

[vii] Такие «сплошные» равнобуквицы можно предлагать в качестве полушутливых тестов: тот из двух вариантов, который будет прочитан испытуемым в первую очередь, подсознательно ему ближе. Проверьте себя: ЯЖЕНЕВЕРЕН!

[viii] Любопытна проява (возможно, ложная), приписываемая Х. Бараном Хлебникову: «просьба:  «Небо дай»» (из стихотворения «Весеннего Корана / Веселый богослов...») может быть прочитана как «Не бодай».

[ix] Вариант (того же автора): Не грубил, искушал / негр... Убил и скушал.

[x] Более полный вариант (того же автора): Быт и е..я. / Бытие, ..я!

[xi] Вот еще несколько стихотворений и стихотворных фрагментов, не являющихся, строго говоря, равнобуквицами, но постороенных на из основе: 1. глупо стесняться, / если / глупости снятся. (Я. Сатуновский) 2. Я у слов, но / условно. (С. Федин) 3. Меня ломало, / Но это меняло мало. // Ломало меня немало, / Но это меня не меняло. (Г. Лукомников) 4. На нас напала / орда Сарданапала, // А на Сарданапала / нас орда напала! (Г. Лукомников) 5. пишу читаю // таючи пишу / пишучи таю (Г. Лукомников)

[xii] В фольклоре равнобуквицы (в отличие от палиндромов) встречаются, как правило, лишь в качестве фрагментов – в анекдотах, шутливых стихах и т.п. И всё же изредка попадаются такие вполне самодостаточные жемчужины, как, например, эта: Слева нас рать! Справа нас рать! И битвою мать‑Россия спасена!

[xiii] А вот основанный на равнозвучии портрет одного из составителей настоящей книги работы Ивана Ахметьева: Да, Гера тип.

    (Дагерротипы - старинные фотоснимки на металлических пластинках, появившиеся в 30-х годах XIX века.)

[xiv] Колоритную "приговиану" составляют четыре нижеследующих равнобуквицы на тему фамилии известного современного поэта Д. А. Пригова.

    * * *
Приговор фей:
Пригов - Орфей.

             С. Федин

    * * *
Приговор акул:
Пригов оракул.

             Д. Авалиани

    * * *
Пригов не
При говне.

             Г. Лукомников

    * * *
Приговор:
Пригов - вор.

             И. Ахметьев

 

 

Главная Словарево Рассказы Детективы Форум Фотоальбом
Hosted by uCoz