VIII ВЫ КРУТ АС
РАВНОБУКВИЦЫ
Однажды Пушкин гостил у графа С. Сидя в его кабинете, он читал какую-то книгу, в то время как граф лежал на диване, а двое его детишек играли на полу неподалеку. Заскучав, граф попросил поэта: - Саша, скажи что-нибудь экспромтом. Пушкин отложил книгу в сторону и, не задумываясь, ответил: - Детина полуумный лежит на диване. Граф обиделся. - Вы слишком забываетесь, Александр Сергеевич! – строго произнес он, приподнимаясь. - О, нисколько! – ответствовал Пушкин. – Просто вы, видимо, меня не поняли. Я сказал: «Дети на полу, умный лежит на диване.»[i] Этот исторический анекдот напоминает нам о равнобуквицах (термин С. Федина) - текстах из двух строк (или фрагментов), отличных (в каноническом варианте) лишь расстановкой пробелов.[ii] Впрочем, подобно палиндромам, равнобуквицы допускают вольности; в этом случае буквенный состав половинок может немного отличаться (например: Поздно Ване / познаванье). При этом их звучание должно быть сходным, что позволяет говорить о равнозвучии (термин Г. Лукомникова). История равнобуквицы в русской словесности достаточно темна и противоречива (как, впрочем, и любая другая наша история). Доподлинно известно лишь, что подобные суперкаламбуры до ХХ века практически не встречались, если не считать отдельных случайных находок. Маяковскому, например, приписывается фраза: Седеет к октябрю сова - / се деют когти Брюсова. В 1917 году в Москве вышла книга «Эхизм» Георгия Золотухина - поэта, близкого к футуристам. Основу этой, согласно авторскому определению, «пророческой поэмы, построенной по закону абсолютного отражения... звуковых волн», составили стихи, близкие к равнозвучиям (правда, выполненные по большей части в чрезвычайно свободной технике).[iii] Чуть позже, в двадцатые годы, питерский журнал «Смена» проводил конкурс панторифм (более общий термин, обозначающий стихотворный отрывок, в котором попарно рифмуются все или почти все слова). В связи с этим было появились и были опубликованы несколько читательских примеров, промежуточных между каламбуром (переразлагающим, как правило, лишь концы строк) и равнобуквицей. Далее (за исключением одного двустишия Н. Глазкова и фрагмента авторского перевода «Лолиты» В. Набокова, – см. ниже) последовал, судя по всему, пробел почти в семь десятилетий… Только в начале 90-х годов минувшего века равнобуквица была осознана (и обозначена) в русской поэзии как особая изысканная форма словотворчества. Тогда же были созданы и вскоре стали известны многие десятки перлов. Заметим, что в англоязычной литературе этот процесс завершился на три десятилетия раньше усилиями Г. Бергерсона, использовавшего, кстати, для подобных текстов термин charade (шарада).[iv] Не исключено, что одним из исходных импульсов его творчества послужила равнобуквица Набокова, оброненная им в скандально знаменитой «Лолите» (1955). Вот как она выглядит в русском переводе автора: «В первом же мотеле, который я посетил… я нашел, среди дюжины явно человеческих адресов следующую мерзость: Адам Н. Епилинтер, Есноп, Иллиной. Мой острый глаз немедленно разбил это на две хамских фразы, утвердительную и вопросительную». (Адам не пил. Интересно, пил ли Ной? – Прим. сост.)[v] Как бы то ни было, можно констатировать, что в конце ХХ века оформился еще один вид комбинаторной поэзии, не уступающий по красоте и сложности палиндромам. Недаром все тот же Бергерсон назвал палиндромы и равнобуквицы (и только их!) литературными шахматами. Иногда (как в вышеприведенном примере Набокова) записывается только одна из двух половин равнобуквицы, а вторая угадывается читателем. Например: Гали мать я. В ряде случаев практикуется запись без пробелов, так что угаданы должны быть оба варианта прочтения. [vi] Такая форма записи позволяет достигнуть выразительной двусмысленности: АВАНГАРДИЗМУЧИЛРОССИЮ (т.е. Авангард измучил Россию или Авангардизм учил Россию).[vii] Такого рода тексты, когда одно или даже оба прочтения равнобуквицы, подобно фотографии, как бы «проявляются» в сознании читателя (созерцателя), называются проявными равнобуквицами или проявами (термин С. Федина).[viii] (См. в конце раздела.)
Владимир Маяковский (?)
* * * Седеет к октябрю сова - се деют когти Брюсова.
Георгий Золотухин
ИЗ ПОЭМЫ «ЭХИЗМ»
* * * Свят ток Рождения Святок. Рожь, день и я...
* * * Там бури грубые, Прерий вал, Тамбур игру боя Прервал.
* * * Сев од не таю, Детства наяда проносится. Сегодня твою, Девственная дароносица...
Ок. 1917
Николай Глазков
* * * На диване Надю – Ваня.
Фольклор
* * * С вин с твоих - свинство их.
Михаил Крушинский
* * * Ужа сало ужасало.
* * * Навек сел я на векселя.
Ольга Федина
* * * под нимбом жевал под ним бомжевал
* * * Мой супруг-алкаш упорно мой суп ругал, кашу, порно.
* * * Ма, матрёшку дай... Мама, трёшку дай!
Виктор Николаев
* * * Раз ору – жить хочу! Разоружить хочу.
Евгений Беляев
* * * В блин - даже в блиндаже!
Александр Бубнов
* * * Це ню? Ценю!
* * * К тому ж кто муж?
* * * Приму же при муже.
* * * Я разве дала? Я разведала!
* * * - Вы? - Я с ним! - Выясним!
* * * Литера - тора литератора.
Борис Горобец
* * * По «сто» им – доза бытия! Постоим до забытия.
* * * С кем, совок, упился? С кем совокупился?
* * * Пора жён. От страха нем и пень ем. (Поражён Отс траханьем и пеньем.)
* * * Ликбез ликовал: лик безлик - овал.
* * * Оба бились, ножи вынули... Обабились, но живы... Нули!
* * * Украли серьги, замочки захвачены. У крали серьги за мочки захвачены.
* * * То пора топора!
* * * Небу дивен чай на свече. Не буди, венчай нас, вече!
* * * Лампас лам пас.
* * * Ну вор, ишь нувориш!
* * * Неба синева, душа... Не баси, не в аду, ша!
Б. Горобец; О. Федина
* * * Небо – жест воли. Не божество ли?
Борис Гринберг
* * * По капле яд. Ночь - ала. Пока плеяд Начало, Взорваны дали Впереди. Взор вандалий Вперь, иди, Последыш клятого, С воем, убого. После дашь клятву Своему богу.
* * * Лет ели высоко ломая в окрýге, Златая леди ночей, очей, Летели Вы соколом, а я во круге Зла таял едино-чей? О, чей?
Бонифаций и Герман Лукомников
* * * Бес полез, но Бесполезно: Небес покой Не беспокой.
* * * А леопард - Але-оп!-арт.
* * * Ася - зая моя Осязаемая.
* * * Спят или Спятили?
* * * Во шкатулочке - Вошь, Катулл, очки.
* * * Во шкафу - Вошка. Фу!
* * * в руки ноги попа там вру кино гиппопотам
* * * Вы ли львы ли? Выли ль вы ли?
* * * Да я же, Нюсь... Да я женюсь!
* * * Помор-дебил! Скот чем По морде бил? Скотчем.
* * * А врал: "Аврал, аврал..."
* * * В себя! Все - бя!..
* * * Нате! - ... На тему дня.
* * * А кита почки - Аки тапочки.
* * * Россия! Я Рос, сияя...
* * * Жалости? Ха! Жало стиха!
* * * Ира дуется И радуется.
* * * Испеку льну - И спекульну. И, спекулируя, Испеку лиру я.
* * * Казалось, Коза - лось.
* * * Казанова! Я - Коза новая!
* * * Как-то несу свет, но Как-то несусветно...
* * * Лютер еси архангел. Лют ересиарх-ангел.
* * * На снегу - стая Нас негустая...
* * * О род ослов, ной О родословной...
* * * О, в сале, в поте рявкал: "Овса!" - лев, потеряв кал. К острову вынес лучи лось. Костров, увы, не случилось.
* * * Небеси не беси!
* * * Опус: каюсь, Опускаюсь...
* * * Ищу пальцами и щупальцами...
* * * Ослаб. Осла б...
* * * Подросток Подрос так... (Отросток Отрос так...)
* * * В области хлама лая Вобла стихла малая
* * * Это не то, нет: Это не тонет.
* * * Показал потом кино я Небу зимнему, да чьё? - Пока зал, потомки Ноя: "Не бузим, не..."
* * * Поле. Жимолость... Полежим малость?
* * * Поле. Тело полетело. Небо, лей! Не болей! И, скрутя жесть юга, сила Искру тяжестью гасила. У сугроба лёгкость мира б... Ус у гроба. Лёг костьми раб.
* * * Россия. Ночка. Россияночка... Америка. Ночка. Американочка...
* * * Ха! Джиму рад Хаджи-Мурат.
* * * Штопор рожает, Что поражает.
* * * Щасливы Щас ли вы?
* * * Не раз глядели, Не раз слышали... Не разглядели, Не расслышали.
Г. Лукомников; С. Федин
* * * Я с нею яснею.
* * * Нет, Ленин нетленен!
Дмитрий Авалиани
* * * Голуби знали б люд голубизна ли блюд в планете планет в плане тепла нет замер заем у выси зари замерзаем увы сизари но страда маневра Бах Нострадама не в рабах Ножи в умах и навис крах но живу махина в искрах
* * * Оправданы не раз огни уст алых - о, правда, ныне разогни усталых!
* * * Или на мушке терпи сто лет, или на, мушкетер, пистолет!
* * * Раз дева юная – душа рада. Раздеваю наяду (шарада).
* * * На мне дом, узы - нам не до музы.
* * * Или меч ты, гул ли, вера, или мечты Гулливера?
* * * Сталина лётчики стали налётчики.
* * * О, бога тишь – обогатишь?
* * * Подними-ка бачки - под ними кабачки!
* * * Поле сухо, жук устал. по лесу хожу, куст ал.
* * * Поле сулило, вело, по лесу лиловело.
* * * В ораве не рыцарство - вора, Венеры царство.
* * * Не в рупор хающий - не вру, порхающий...
* * * У радости глазá – ворота: ура! Достигла заворота.
* * * Или бар да клуб янки, или бардак Лубянки...
* * * Из рая ль Израиль?
* * * Небо ль не боль?
* * * Поэт – омут, утянет, поэтому тут «я» нет.
* * * Обед не ешь – обеднеешь!
* * * Не осла бей, а лиса - не ослабей, Алиса!
* * * Закон, число, вожди, дуб, инок. Закончи слово, жди дубинок.
* * * Выводки вы водки!
* * * В сёстрах всё - страх.
* * * Развалина в искрах. Развал и навис крах.
* * * Истре, козам и стрекозам!
* * * Поздно Ване познаванье.
* * * Иди алогично и диалогично.
* * * Улиц идея - у лицедея.
* * * Рычаг у дел, рыча, гудел.
* * * По-лицейски хвалю. Полицейских валю.
* * * Что мыслимо нами? Что мы с «лимонами».
* * * Взор вал взорвал.
* * * Поучите любить, по Учителю бить.
* * * Иду рад и тру сапоги бати, иду ради труса погибати.
* * * Курвы в постели, кур вы в пост ели!
* * * Нас кучи, тухнем, наскучит – ухнем!
* * * По рублю всё? Порублю всё!
* * * А утопия – аут опия.
* * * Икон усилия, Малюты... И конус или яма – люты? Да, ума в Родине мало, да у Мавроди – немало.
* * * Как пояснить Италию? Как пояс-нить и талию! Здесь у мира лиры дали, здесь умирали, рыдали... Дан тебе седой Данте беседой. И. Баху – сутан гейзеру - и Бахусу, Тангейзеру чару я дам, чаруя дам. Явно я брежу – Равель... Я в ноябре журавель.
* * * Пойду, шаман, долиною – пой, душа, мандолиною! Верти, кали, искри, жаль вертикали и скрижаль. Горда ль гор даль? Ниц, шея, гнись. Ницше, ягнись. Получу, человечек, получучел-овечек. О труп, о раб, о ум, о тать! – от рупора б, о, умотать – иди, кто ранен адом алым... И диктора не надо малым.
* * * Запад ломается. Западло мается. Нас кучи лома. Наскучило, ма! Да, в ночи катило давно Чикатило. Проза падуча, про Запад уча. Проза в траве червей... Про завтра, вечер, вей! Устал живой. Уста – лжи вой, визги бед рева в изгибе древа. Вою я, Воюя. Я же лаю. (Я желаю.) Закон-труп огибаю, за контру погибаю. О бог-нуль! – обогну ль? О туман! – и куда? – от ума – никуда. С ума тошно мне, суматошно мне. Пост уже. Поп. Русь. По стуже попрусь, по этапу тьмой поэта путь мой... Охра мы осени. О храмы! О сени! Все хуже. Всех уже луч шепотом: лучше – потом...
* * * В июле таю, вию, летаю, с пира лью спиралью... Игра фигур и я – и граф и гурия. Ослабел я, осла беля. Ухожу я, ухо жуя. Фига роль Фигаро ль? Всё – поза, быть может? Всё позабыть, может? О, пускай человеки неволю-шкап отомкнут! Не волюшка потом, кнут. Опускай чело, веки... Иго-судари и государи врут и не милуют. В рутине мил уют, сплющен ком... Сплю щенком.
* * * Сруб. Икона. С Рубикона вот Цезаря в отце заря. И вот чины и вотчины, дары царя Дадона да рыцаря да дона. Ахи неясны. Ахинея. Сны. Плоти нутро – нули плотину тронули. Нас тигр-вал настиг, рвал... Истиной мыслились – и с тиной мы слились. На Москве рос ад нам... О, сквер! О, сад! Адрес публики – ад республики. Нес Питер акты. Не спи - теракты. Икра, хлеб, еда, утра ура! И крах-лебеда у траура.
* * * Икару – селям! И каруселям алейкум! А чей алей кумачей взор? Яхве лик взорях велик. О Бог Небес, еду я, об огне беседуя... Яснею я в идее. Я – вид ее. Я с нею – одета либо гола ты... О детали бог! О латы! Небо – лото, не болото. В небе тона, и в небе резон, вне бетона и вне берез он, в нем лю... Внемлю. Смела, уст алость смела усталость. Как пони мала – как понимала! Не закон – чучело вечное. Не закончу человечное, ибо где точка? Утро – бабочка, и Бог – деточка. Утроба – бочка. Вот книжища. Воткни ж, ища! Нежа, лей – не жалей...
* * * Извлечен и я из влечения, избыт и я из бытия, но жизни зов – нож из низов, но шею гнет ношею гнет. Забор мочу – забормочу про махинации и про закон Торы – промахи нации и проза конторы. В орнаменте вор на менте, злато и тоги – зла то итоги. Скупая зла тоска чем? Скупая злато, скачем. Идол ларца – ритм и раж, и доллар царит – мираж. Медлить же нам бы кабы – мед лить женам быка бы и львов ценить иль в овце нить... Имя. Совесть. Мы. И мясо – вес тьмы. Не бомжи вы, небом живы. О, бразды ржи... Вязы... Куст... Образ дыр. Жив язык уст. Вид и тему Китая видите, муки тая.
Д. Авалиани и С. Федин
* * * За ушибы - за уши бы! За трещину - затрещину!
Сергей Федин
* * * Не грусти, Рая, негру стирая!
* * * Богачу дики бога чудики.
* * * Во, дочка, водочка!
* * * Миру влечений - мир увлечений!
* * * Чу! Гунны чугунны!
* * * Возлежу ль я возле жулья?
* * * Я – щербатый ящер Батый!
* * * Не против лени я - непротивления!
* * * Отче, бучу отчебучу!
* * * Во зле стихая, возле стиха я.
* * * Богач, тут Бога чтут!
* * * Задобрили, искушали... - [ix] зад обрили и скушали.
* * * Словно ров слов норов.
* * * Да, у нас даун – ас!
* * * О, бог рей! Обогрей!
* * * Утоп или утопили?
* * * В «супере» диск, а в супе редиска.
* * * Инок. Даун. И нокдаун...
* * * Небеса ликуют - не беса ли куют?
* * * О, славы стрелы – осла выстрелы!
* * * Нам быт – удавка, нары. Нам бы туда, в Канары!
* * * О, тлен и навоз - от Ленина воз!
* * * Полов иная половина я.
* * * Ползи на пол, Зина!
* * * Воз легенд, елéй возле Генделей.
* * * Искупил зла толику я и скупил злато, ликуя.
* * * Мил ли он нам, миллионам?
* * * И зло, Маня, изломан я!
* * * «Известиям» бы извести ямбы!
* * * У блюд - окурки, ублюдок, урки...
* * * На шлюшек с пира нашлю Шекспира!
* * * Быт и е... Бытие, ...! [x]
* * * Нас искушали, нас и скушали, азам учили, а замучили, пока лечили - покалечили.
* * * То вру, кидаюсь, то в руки даюсь…
* * * Пока жива, Ленок, покажи валенок!
* * * И душу чуя, иду, шучу я...
* * * Подле царя, ха, подлеца ряха!
* * * Спи, Том, с Питом!
* * * Организовала орган из овала.
* * * Пробасил простодушно: «Проба сил. Просто душно.»
* * * Чист Яков Чистяков!
* * * Держава, де, ржава, вуз, де, в узде…
* * * Натан Кедрых на танке дрых.
* * * Нет, Русь, не трусь!
* * * Ужа сны ужасны.
* * * Сало ныне в моде, салоны не в моде.
* * * Углы бы у глыбы!
* * * Ужас! Мина у жасмина!
* * * Нова дверь, но в ад верь!
* * * До ста точно достаточно?
* * * Бога тень кому? Богатенькому!
* * * Ты желаешь удачи? - Ты же лаешь у дачи!
* * * У сына кóлки усы, наколки...
* * * Во ржи ветры да я… Вор живет, рыдая.
* * * Или порт, янки… - или портянки.
* * * Я снова мадам, ясно вам, Адам?
* * * О, держи мя: одержим я. Приду шутя, придушу тя!
* * * Убогая, у бога я товарищу товар ищу, несу разное, несуразное…
* * * О, тыщи отыщи!
* * * Спасибо, спас ибо.
* * * О, зона озона!
* * * Ива новая Иванова я.
* * * Не спал ас – нес палас.
* * * Садизм, Алина, - сад из малина. (с кавказск. акцентом)
* * * О, с тыла остыла...
* * * Ползу… Ба! Ползуба!
* * * Уходи, кобра, за ухо дикобраза!
* * * Во ржи - лопух. Вор жил, опух.
* * * Ослабел - осла б ел!
* * * Замер зая, замерзая…
* * * Несу дичь я - не суди: «Чья?»
* * * Ужалишь ужа лишь.
* * * В «Шипре» красные вши прекрасные.
* * * В огне веры – цари, во гневе рыцари.
* * * Музыка – приз, музы каприз.
* * * Стихнет орда, стих – нет, ор – да!
* * * У сыновей усы новей.
* * * Вобла, гость - во благость!
* * * Подлиза подл и «за».
* * * Небо Гомера не бог, а мера.
* * * Во! – ору, - жена вооружена...
* * * На родине беса народ и небеса...
* * * Утрачу до утра чудо.
* * * Какая кака я!
* * * Мань, я купил маньяку пил.
* * * Игру бы мордам и грубым ордам!
* * * Отто скис от тоски-с.
* * * Отца пай отцапай!
* * * Прошумел: - Прошу мел!
* * * Отче, хвост им отчихвостим!
* * * Марк, с измороси марксизм ороси!
* * * Не пой «Му» - не пойму!
* * * На, маг, нить, намагнить!
* * * Вне бесед иная в небе седина я.
* * * Те бяки, нули тебя кинули.
* * * Прочесть, устав, про честь, устав.
* * * О, строг острог!
* * * Но в городе Новгороде свет очей светочей…
* * * Иван. Ночка. И ванночка...
* * * О, бог Аттил [1] затосковал - обогатил, зато сковал.
* * * Не укради не УК ради.
* * * Зад Ани ем, учитель, но задание мучительно.
* * * Посв. Д. Авалиани Вотще, Митя, лимузин, терьер... Вот щемит: я ли муз интерьер?
* * * Вам пишут вамп и шут.
* * * 3+85+4=38+54
ПРОЯВЫ
* * * УВИДИМПЕТЬКАНАРЫ!
Елена Орлова
* * * Между нар одна я.
* * * ОНБЕСКОРЫСТНЫЙ
* * * сор ока
Никтоним
* * * вор она
* * * Соло губ.
А. Бубнов; Г. Лукомников
* * * троллей бусы
* * * Гали мать я.
* * * Соси сок сосисок.
* * * Сочи. Нил.
* * * Шар ада.
* * * Я - з/к языка.
* * * А Бори - Гены.
* * * бесами бесами муча
* * * Бук вы.
* * * Нор малёк.
* * * до ... за
* * * чешу я
* * * Амбар - ЦУМ.
* * * Лиф тёр.
* * * Чай, хана?
* * * Хер - сон!
* * * Че - бог Сары.
* * * Мил лени ум.
* * * Бор. Зая.
* * * поп-рыгунья
* * * к ... от
* * * Кур сру, бля.
* * * мимо... за...
* * * Пара! Ной я.
* * * Пока, кал...
* * * штука турка
* * * не до ста точно (не до разу менее)
* * * Медик, а мент!
* * * день рож день я
* * * О, бор! О, тень!
* * * Христа мати я
* * * Хобби Тани я.
ЗАГАДКА Ал кого лик? А?
* * * АВАНГАРДИЗМУЧИЛРОССИЮ
* * * СТАЛИНИЗМУЧИЛРОССИЮ
* * * НАГРАДАЗАМУЖЕСТВО
* * * ТЫВЕДЬМАДОННАРОЗА!
* * * ЯЖЕНЕВЕРЕН!
* * * ТЫДУРАКАРМЕН!
* * * ДРУГУДАРПРИМИ!
* * * ЯБОССНЕБАБАБОЧКАТЫ!
* * * БОГОМОЛОДУХЕ
* * * НЕТУЖИВЫХОДНАМЕСТЬ
* * * ТРОИЦАРЯДОМ
[xi]
[xii]
[xiii]
[xiv]
[1] Аттила – предводитель гуннов, в V веке от Р.Х. наводивший ужас на Западную Европу.
[i] Приводится по книге: Всемирная история в лицах. М., 2000.
[ii] Фактически это название – перевод синонимичных греческих терминов омограмма (в этом значении этот термин был предложен А. Бубновым и независимо от него Г. Лукомниковым) и изограмма (предложено С. Фединым). Также использовались варианты – пантограмма (термин А. Бубнова), т.е. побуквенная (графическая) панторифма, и гетерограмма (термин С. Федина), что в переводе с греческого означает «разная запись» (одного и того же линейно упорядоченного набора букв).
[iii] Характерно, что становление равнобуквицы и палиндрома (двух ключевых жанров комбинаторной поэзии) в России шло фактически параллельно: в10-е – начале 20-х годов XX века. Отметим, что родоначальники обеих форм (соответст. – Золотухин и Хлебников) работали в вольном стиле, допуская весьма значительные отклонения от формального буквенного канона. Любопытно, что в отличие от Хлебникова, Георгий Золотухин, видимо, болезненно относился к подобным неточностям в собственных сочинениях, отмечая многие из них на полях книги (типографским способом).
[iv] Он же, кажется, позднее придумал для для того же самого палиндромный термин redivider (переразделитель), часто употребляемый в последнее время.
[v] А вот лишь одна из англоязычных равнобуквиц последних лет: Аmiable together - / am I able to get her? (Психологическая совместимость - / могу ли я ее достичь?)
[vi] См. журнал «Визуальная поэзия», №2, 1998.
[vii] Такие «сплошные» равнобуквицы можно предлагать в качестве полушутливых тестов: тот из двух вариантов, который будет прочитан испытуемым в первую очередь, подсознательно ему ближе. Проверьте себя: ЯЖЕНЕВЕРЕН!
[viii] Любопытна проява (возможно, ложная), приписываемая Х. Бараном Хлебникову: «просьба: «Небо дай»» (из стихотворения «Весеннего Корана / Веселый богослов...») может быть прочитана как «Не бодай».
[ix] Вариант (того же автора): Не грубил, искушал / негр... Убил и скушал.
[x] Более полный вариант (того же автора): Быт и е..я. / Бытие, ..я!
[xi] Вот еще несколько стихотворений и стихотворных фрагментов, не являющихся, строго говоря, равнобуквицами, но постороенных на из основе: 1. глупо стесняться, / если / глупости снятся. (Я. Сатуновский) 2. Я у слов, но / условно. (С. Федин) 3. Меня ломало, / Но это меняло мало. // Ломало меня немало, / Но это меня не меняло. (Г. Лукомников) 4. На нас напала / орда Сарданапала, // А на Сарданапала / нас орда напала! (Г. Лукомников) 5. пишу читаю // таючи пишу / пишучи таю (Г. Лукомников)
[xii] В фольклоре равнобуквицы (в отличие от палиндромов) встречаются, как правило, лишь в качестве фрагментов – в анекдотах, шутливых стихах и т.п. И всё же изредка попадаются такие вполне самодостаточные жемчужины, как, например, эта: Слева нас рать! Справа нас рать! И битвою мать‑Россия спасена!
[xiii] А вот основанный на равнозвучии портрет одного из составителей настоящей книги работы Ивана Ахметьева: Да, Гера тип.
(Дагерротипы - старинные фотоснимки на металлических пластинках, появившиеся в 30-х годах XIX века.)
[xiv] Колоритную "приговиану" составляют четыре нижеследующих равнобуквицы на тему фамилии известного современного поэта Д. А. Пригова.
* * * Приговор фей: Пригов - Орфей. С. Федин
* * * Приговор акул: Пригов оракул. Д. Авалиани
* * * Пригов не При говне. Г. Лукомников
* * * Приговор: Пригов - вор. И. Ахметьев